Тормоз заднего колеса и колеса коляски

Конструкция тормоза заднего колеса показана на рис. 5.24.

Тормоз колеса коляски устанавливается на модель “Днепр-16″ с 1984 г., а на модель “Днепр-11″ — с 1985 г. Привод тормозов колес заднего и коляски — механический от ножной педали. Тормоза обеих моделей оди­наковые по конструкции и полностью унифицированы с тормозом задне­го колеса. Различие только в дополнительной пружине на тормозе колеса коляски, которая оттягивает кулачек в исходное положение. Из-за боль­шой силы трения троса в оболочке усилия стягивающих пружин колодок недостаточны, чтобы вернуть кулачек и колодки в исходное положение. Дополнительная пружина компенсирует эту силу. Износ накладки тор­моза компенсируется за счет закручивания регулирующего конуса.

В системе привода ножного тормоза особое место занимает уравни­ватель. Он распределяет усилия на тормоза (обратно пропорциональ­ной величине плечей) и обеспечивает стабильную работу обоих тор­мозов, независимо от разницы регулировки тормозов, неравномернос­ти износа тормозных накладок или вытягивания троса.

Привод заднего тормоза и привод тормоза колеса коляски не могут работать абсолютно синхронно. Поэтому неравномерность натяжения приводов тормоза заднего колеса и тормоза колеса коляски компенси­руются поворотом уравнивателя вокруг оси вращения.

При правильной регулировке мотоцикла в начале торможения сна­чала срабатывает тормоз заднего колеса (из-за меньшего сопротивле­ния в системе тяг). В этот момент нижний шарнир уравнивателя начинает вращается относитель­но педали вокруг оси по часовой стрелке. С увеличением силы давления на переднее плечо пе­дали, увеличивается сила натяжения в приводе тормоза заднего колеса, перемещение верхнего шар­нира уравнивателя замедляется, и начинается перемещение нижнего, уравниватель начинает вращаться относительно педали против ча­совой стрелки. При дальнейшем нажатии на педаль уравниватель вме­сте с ней перемещается в сторону привода, немного вращаясь вокруг своей оси и уравнивая моменты сил натяжения привода тормозов зад­него колеса и колеса коляски. При этом обеспечивается равная эффек­тивность действия приводов тормозов.

Конструкция привода тормозов показана на рис. 5.26.

Регулирование привода тормозов этой конструкции имеет особен­ности. Регулирование начинают с проверки и установки правильно­го положения внешнего и внутреннего рычагов промежуточного шар­нира. Показанные на рис. 5.26 углы 15° и 30° надо выдерживать с точ­ностью ±5°. При регулировке привода тормозов сперва устанавлива­ют внешний рычаг под углом 15° к вертикали и верхний шарнир урав­нивателя так, чтобы центр шарнира должен был удален от оси коле­бания рычага задней подвески (центра головки болта крепления — сай-лент-блока) на расстояние 3 — 9 мм. Это достигается изменением длины передней тяги. Длина завинчивания тяги в вилки должна быть не ме­нее 5 мм. Вилки на тяге должны быть зафиксированы.

После этого внутренний рычаг надевают на шлицы и закрепляют гайкой под углом 30° к внешнему рычагу. Потом при снятом заднем колесе завинчивают или отвинчивают гайку 1 так, чтобы она каса­лась оси 20 рычага, который должен быть в исходном (заднем) поло­жении. Грани гайки 1 в рабочем положении размещаются между ры­чагом кулачка тормоза и накладкой приваренной к нему. При враще­нии гайки рычаг надо отжимать от оси. После окончания регулиров­ки заднее колесо устанавливают на место. Во время работы педаль должна быть прижата снизу к валику подножки. При правильном положении педали уравниватель должен быть расположен параллель­но ее верхнему плечу.

Добавить комментарий